The Velvet Underground & Nico (1967)
Желтый банан на обложке культового альбома «The Velvet Underground & Nico» — один из знаковых принтов Энди Уорхола, немногим уступающий по популярности знаменитым красным банкам Campbell. В этом и заключается феномен Уорхола – обычные образы он превращает в узнаваемые символы, используя при этом самые простые формы.
Энди Уорхол, приложивший руку к созданию огромного количества музыкальных обложек, любил их делать «интерактивными». Так, оригинальный тираж диска «The Velvet Underground & Nico» вышел со стикерами на лицевой стороне и надписью «Медленно потяни и смотри (Peel slowly and see)»: банан на обложке можно было очистить и увидеть, что изнутри он розовый. Лейблу печать таких обложек обошлась очень дорого, но компания готова была пойти на любые жертвы за возможность использовать имя Уорхола. Позже изображение банана было использовано на множестве различных изданий материала «Velvet Underground», в том числе на известном бокс-сете «Peel Slowly and See» 1995 года. Обложка «The Velvet Underground & Nico» является одной из наиболее характерных и узнаваемых обложек всех времен.
«The Velvet Underground & Nico» — дебютный альбом американской группы «The Velvet Underground» при участии певицы Нико; один из самых значимых альбомов в истории рок-музыки, оказавший колоссальное влияние на ее последующее развитие. Альбом получил известность благодаря новаторским музыкальным ходам группы, а также благодаря акценту на темной лирике нетипичной для 1960-х с темами такими как наркомания, проституция, садизм, мазохизм и сексуальные девиации. Альбом был признан одним из влиятельных рок-альбомов в истории музыки, заняв 13-е место в списке «500 величайших альбомов всех времен по версии журнала «Rolling Stone».
Музыка строилась на сочетании вокала Рида, «скрипичного» звука электроальта Кейла (он звучит на многих песнях при отсутствии на них бас-партии), ритм-энд-блюзовой гитары Моррисона и простого, но эффектного бита Такер, который часто характеризуют как «прото-моторик». Вокал Нико, в котором был отчетливо заметен европейский акцент, внес в некоторые песни дополнительные краски.
Последняя песня альбома, «European Son», была по сути импровизацией, в которой группа экспериментировала с нойзом, фидбэком, использовала атональные фри-джазовые гитарные пассажи. Джон Кейл нашел для многих песен неожиданные музыкальные решения: так, в «All Tomorrow’s Parties» звучит подготовленное фортепиано, а в «Heroin» скрипка на протяжении всей песни издаёт одну ноту. Идеи Кейла, находившегося под влиянием авангардных композиторов Ла Монте Янга и Джона Кейджа, с которыми он сотрудничал в 60-x, сыграли значительную роль в формировании звучания альбома с его подчеркнутой экспериментальной направленностью. Кейл всячески поощрял нестандартные музыкальные ходы и оригинальные способы извлечения звука из музыкальных инструментов — одной из таких находок была изобретенная Лу Ридом настройка гитары, при которой все струны настраивались на одну ноту. Этот метод был задействован в песнях «Venus in Furs» и «All Tomorrow’s Parties».
Критики отмечали мрачный, провокационный характер текстов Лу Рида, нетипичный для музыки 1960-x. «I’m Waiting for the Man» повествует о человеке, ждущим очередную дозу героина, в то время как «Venus in Furs» является практически буквальной интерпретацией одноименного романа XIX века. Песня написана Лу Ридом по мотивам романа Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах» и посвящена теме садомазохизма. Одна из самых известных песен на альбоме, «Heroin», подробно описывает последствия приема и чувства, вызванные наркотиком. Тем не менее, изначально Рид не имел желания намеренно провоцировать публику своими текстами.
Поклонник таких писателей и поэтов, как Рэймонд Чандлер, Уильям Берроуз, Аллен Гинзберг, Хьюберт Селби и Нельсон Олгрен, Лу Рид не видел весомых причин, по которым тематика вышеназванных авторов не могла бы быть перенесена в контекст музыки рок-н-ролла. Некоторые его песни, однако, сосредоточены на темах, более типичных для поп-музыки: так, «I'll Be Your Mirror» — это классическая любовная песня. «Femme Fatale», спетая Нико, является одой Эди Седжвик, актрисе андеграундных фильмов и музе Уорхола. Энди Уорхол называл «All Tomorrow’s Parties» своей любимой песней.